Главная » 2018»Декабрь»9 » SRF (Швейцария): как в России церковь идет рука об руку с Кремлем
12:04
SRF (Швейцария): как в России церковь идет рука об руку с Кремлем
Дело было в 1952 году. Мария Путина принесла своего новорожденного сына в одну из ленинградских церквей, чтобы крестить его. Действовать пришлось тайно — в Советском Союзе на государственном уровне господствовал атеизм, а верующие подвергались преследованиям.
Впрочем, Путиной и ее сыну удалось избежать проблем. Местный батюшка Михаил нарек новорожденного Владимиром. Годы спустя Владимир Путин стал президентом России, и это оказалось настоящим благом для Русской православной церкви. Ее влияние на государство и общество в последние годы значительно выросло.
По всей стране реставрируются или строятся новые церкви. Церковным кругам принадлежат также многочисленные земельные наделы, церковь ведет активную деловую деятельность и пользуется немалыми налоговыми привилегиями. В политике «люди в черных одеждах» также играют важную роль.
<
Наиболее заметно влияние церкви на Крайнем Севере России — на Соловецких островах в Белом море.
Россияне называют их Соловками — это мистическое и в то же время прекрасное место, место веры. Вот уже пять веков на главном острове этого архипелага стоит Соловецкий монастырь со своими внушительными стенами, двумя белыми «башнями-близнецами», куполами-«луковками» и великолепными церквями.
В Успенском соборе началась служба. Люди стоят вплотную друг к другу, многие истово молятся и крестятся, склоняются перед святым алтарем. Стены церкви украшены красивыми и дорогими деревянными орнаментами — все покрыто позолотой. На иконах изображены ангелы, Богородица, Иисус Христос. Повсюду горят свечи, пахнет ладаном.
Когда-то все было по-другому: монастырь на Соловецких островах после Октябрьской революции был закрыт. Коммунисты изгнали оттуда монахов и разграбили художественные ценности, а потом он и вовсе пришел в запустение, потому что никто не видел в нем никакой ценности.
Лишь в 1990-х годах, после краха коммунистического СССР, монастырь снова стал действующим. Сейчас здесь живут около 70 монахов. Кроме того, в местных церквях были проведены дорогостоящие ремонтные работы.
Туристическая компания для верующих
На Соловецкие острова вернулись паломники. Каждый год сюда приезжают тысячи верующих россиян. В офисе службы, занимающейся делами паломников, весьма оживленно. Здесь собрались с десяток женщин, все с покрытыми головами и в длинных юбках. Кто-то из них разрезал арбуз, на столе стоят кружки с черным чаем. На стенах — иконы. Однако легкая атмосфера обманчива — это офис предприятия, занимающегося организацией поездок паломников.
Сестра Никона, облаченная в черную монашескую одежду, руководит офисом. Ее стол завален бумагами и записками — всю важную информацию 55-летняя монахиня записывает в толстую тетрадь. Никона отвечает за размещение паломников, организацию экскурсий на остров и по острову.
В общем и целом организацию работы можно описать так: монахи отвечают за духовное благополучие верующих посетителей, а сестра Никона — за все остальное.
«Мы помогаем людям посещать священные места на Соловецких островах — вот наша основная задача», — говорит она.
Позднее обретение веры
Биография монахини типична для советского человека: как и большинство россиян ее поколения, она пришла к вере уже во взрослом возрасте. «Я по образованию астрофизик и 20 лет отработала в одном московском НИИ. Но наука может объяснить далеко не все на свете. Мы, люди, знаем очень много о мире вокруг нас, но ничего не знаем о себе самих», — рассуждает Никона.
С 1990-х годов она стала регулярно ездить на Соловки. Здесь есть что-то магическое: уединенность, суровые ветра, нетронутая природа. Летом здесь практически постоянно светло — архипелаг расположен почти на Полярном круге. Зимой же здесь практически никогда не видно солнца.
Никона вспоминает свои первые годы на острове: «Тогда монастырь был ужасно беден — у нас не было практически ничего. У монахов была буквально пара палаток. Но я чувствовала невероятную силу, исходящую отсюда, она меня буквально захватила».
Никона принимала активное участие в восстановлении монастыря. Она готовила еду в местной столовой, выращивала овощи на местном огороде, шила постельное белье для первых паломников, приезжавших на архипелаг. В 2004 году женщина-астрофизик бросила работу и окончательно переехала на остров. С тех пор она заботится о паломниках, число которых постоянно растет: до 8 тысяч в год.
Слишком много паломников?
Нищий когда-то монастырь, в чьей мерзлой земле сестра Никона в 1990-х годах выращивала картошку, в последние годы превратился в настоящее коммерческое предприятие. Оно занимается размещением паломников, имеет собственные экскурсионные суда и держит ресторан самообслуживания, весьма популярный среди посетителей.
На службы в Успенском соборе собираются по 500 прихожан, большинство — паломники. И их количество отражает «соотношение сил» на острове: там проживают не больше людей, чем вмещается в этой церкви, то есть около 700 человек.
<
Постоянно растущее число паломников и растущее влияние церкви приходится по нраву далеко не всем. Олег Колода критически смотрит на доминирование церкви. Он — предприниматель и организует на Соловках летний лагерь, несколько небольших красных избушек, затерявшихся где-то посреди леса. «Баланс сил на остове сильно изменился, — говорит он. — Женщины-экскурсоводы теперь носят платки и длинные юбки. Раньше такого не было — ведь мы живем в светском государстве, по крайней мере пока».
Действительно, официально церковь и государство отделены друг от друга, тем более что в России живут не только православные христиане, но и евреи, мусульмане, буддисты. Тем не менее православная церковь находится на особом положении.
На Соловецких островах это выражается следующим образом: монастырь использует церковь, но финансирование осуществляется за счет налогоплательщиков. Он находится под защитой ЮНЕСКО как объект всемирного культурного наследия. В ближайшие годы Кремль планирует потратить на одну лишь реконструкцию местных строений порядка 100 миллионов в пересчете на швейцарские франки. К этому добавится еще большая сумма на развитие инфраструктуры на самом большом острове.
Важный орган, благословленный Путиным
Весной этого года президент Путин организовал «Фонд по развитию Соловецкого архипелага». Этот фонд должен помочь в реконструкции монастыря, а также привлечь средства для развития инфраструктуры для паломников.
В руководство фонда входят немало важных персон, в частности несколько федеральных министров, настоятель монастыря, а также глава энергетического концерна «Газпром». Председатель — Михаил Фрадков, бывший руководитель Службы внешней разведки РФ, сейчас занимающий высокий пост в руководстве государственного концерна «Алмаз-Антей».
Таким образом, в руководстве фонда собрались люди из кругов, играющих важную роль в современной России: политики, представители церкви, силовых структур и оборонной промышленности.
Поэтому критик церкви Олег Колода считает, что на Соловках во главе угла стоит вовсе не «спасение душ», а деньги: «Церковь — это не община, объединяющая людей, а инструмент власти, религиозная администрация, финансируемая и управляемая государством».
Тесная связь между светской и религиозной властью имеет в России многолетние традиции. Цари не только повелевали народом, но и одновременно возглавляли РПЦ. Так что священники во все времена служили как Богу, так и царю — и пользовались за это многочисленными привилегиями. Теперь это «успешное сотрудничество» возобновилось. Предприниматель Колода считает: «После краха коммунистического строя образовался идеологический вакуум. Но у государственной власти не было новых идей относительно того, чем его заполнить, и она обратилась к старым методам — к церкви и вере».
Не менее критически настроены и другие жители острова. Они чувствуют угрозу со стороны новой власти церкви. Поговаривают даже о том, что церковь хочет изгнать всех мирских жителей — архипелаг должен стать этакой «божественной землей».
Что отвечают на упреки представители монастыря? Он возвышается на мысе между морской бухтой с одной стороны и пресноводным озером с другой. Его окружают высокие стены, как бы защищающие церковные башни от посторонних глаз. Вот оно, похожее на крепость место веры.
Церковь опровергает слухи о грядущем переселении жителей острова
Нас пригласил к себе архимандрит Януарий. Он одет в длинную черную рясу, у него длинная окладистая борода и вполне приветливое лицо. Услышав о якобы имеющихся планах по изгнанию жителей, не имеющих отношения к церкви, он отрицательно качает головой. Таких планов, по его словам, нет.
«Этот вопрос обсуждался еще в 1990-х годах, но с тех пор больше не поднимался. В конце концов, это довольно большой поселок, и большинство жителей не хотят переезжать», — сказал Януарий.
Впрочем, он подтвердил, что церковь стремится укрепить собственное влияние. По его словам, светская власть проявляет большой интерес к церковным делам: «Российское государство хочет, чтобы церковь играла важную роль. Из нашей тысячелетней истории мы знаем, что российский народ нуждается в моральных и духовных ориентирах. И лишь когда они у него есть, он может двигаться в правильном направлении».
Но какое оно, «правильное направление»? Ключевую роль в его определении играет патриарх Кирилл, предстоятель Русской православной церкви.
Он уже почти десять лет занимает этот пост, и именно он сделал РПЦ такой, какая она сейчас, — консервативной и приближенной к государству. Так, патриарх считает, что гомосексуальные браки приближают человечество к «апокалипсису», а феминизм, по его мнению, представляет опасность, которая может разрушить Россию.
Это отрицание либеральных ценностей вполне вписывается в нынешнюю российскую концепцию: Кремль уже на протяжении многих лет продвигает идею о том, что Россия является оплотом сил, борющихся против мракобесия, господствующего на Западе. Так что нет ничего удивительного в том, что Кирилл очень положительно отзывается о правлении Владимира Путина, которого он назвал «даром Божиим» для России.
Сила и идеалы, сопряженные вместе
Кирилл и Путин, два властных человека, действующих сообща. Глава государства дарит церкви деньги, власть и ресурсы, глава церкви отвечает за идейную базу. Вот он, симбиоз, выгоду из которого извлекают оба.
Конечно, это ирония судьбы и не более чем чистая случайность, но жизненные пути обоих пересеклись уже много лет назад: у отца Михаила, в 1952 году крестившего новорожденного Владимира, был маленький сын — нынешний патриарх Кирилл.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.