“Роснефть” продолжает поиск покупателя более чем на 80 своих АЗС в Центральной России, от которых должна избавиться по предписанию Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Как стало известно, возможным покупателем может стать швейцарский трейдер Trafigura, имеющий давние партнерские отношения с “Роснефтью”. “Роснефть” уже выставляла эти АЗС на торги, но особого интереса у других ВИНК и местных предпринимателей они не вызывали, пишет “Коммерсантъ”.
“Роснефть” ведет переговоры со швейцарским трейдером Trafigura о продаже своих АЗС в Тамбовской, Саратовской, Самарской, Орловской, Смоленской и Костромской областях, рассказали источники, знакомые с их ходом. Выйти из розничного бизнеса госкомпании предписала ФАС, так как после покупки ТНК-ВР доля “Роснефти” в сегменте продажи топлива в этих регионах превысила 50%. “У “Роснефти” осталось 85-90 АЗС, компания хотела бы продать все одному крупному покупателю, а с Trafigura хорошие партнерские отношения”,— говорит один из собеседников. В “Роснефти” и Trafigura от комментариев отказались.
Trafigura — один из крупнейших в мире сырьевых трейдеров, оборот в 2013 году составил $133 млрд. У Trafigura есть дочерняя компания, которая занимается розничной продажей и хранением топлива,— Puma Energy. Сейчас Puma владеет и управляет около 1,8 тыс. АЗС в 48 странах, в основном в Центральной Америке, Африке и Австралии. В России у компании есть представительство, а также мощности по хранению топлива объемом 109,6 тыс. кубометров.
В августе директор департамента региональных продаж “Роснефти” Аврил Конрой говорила, что компания реализовала 15% из 101 АЗС, выставленных на продажу. “Мы сейчас абсолютно по срокам все сделали, как положено. Всего у нас по всей нашей сети был 101 объект из разных регионов, и, естественно, они сейчас идут на продажу”,— отмечала менеджер. По ее словам, покупателями АЗС стали независимые игроки и частные лица. Источник говорит, что АЗС должны быть проданы до конца года.
Условия продажи “Роснефть” не раскрывает. Источники на рынке говорят, что “характер активов самый разный”. “Где-то это совсем новые АЗС, которые могут стоить несколько миллионов долларов, где-то заправки в худшем состоянии. Компания предлагает также поставлять на них свое топливо”,— говорит один из собеседников. Общую сумму сделки, если оставшиеся АЗС будут проданы одним лотом, он оценивает “примерно в $100 млн”. Один из источников уверяет, что “переговоры с Trafigura велись какое-то время назад, а теперь опять выбран вариант продажи через тендер”.
“”Роснефти” интереснее все продать одному большому игроку, своему партнеру, с которым можно будет договориться об условиях поставок топлива, и так легче структурировать сделку”,— говорит источник, близкий к переговорам. Trafigura является партнером “Роснефти” — в июне 2013 года она договорилась о поставках до 10,1 млн тонн нефти с предоплатой $1,5 млрд. При этом российский офис Trafigura возглавляет бывший вице-президент ТНК-ВР Джонатан Коллек.
“Роснефть” заинтересована в том, чтобы продать эти АЗС одним лотом и уложиться в сроки, указанные в предписании ФАС, говорит директор АК Small Letters Виталий Крюков. Он отмечает, что ранее компания уже пыталась продать эти заправки, в том числе на тендерах, но без особого успеха. “Trafigura — новый игрок и может дать за крупную сеть адекватную цену, доплатив за вход на рынок”,— полагает аналитик. Учитывая хорошие отношения между трейдером и “Роснефтью”, господин Крюков полагает, что российская компания будет продавать АЗС вместе с контрактами на поставку нефтепродуктов.
|