Выбор энергетической политики Сильвио Берлускони и компании Eni вызывают обеспокоенность у администрации Обамы, пишет Маурицио Молинари в статье, напечатанной в газете La Stampa.
Госдепартаменту очень не понравился блиц-визит итальянского премьера в Анкару, где Эрдоган и Путин подписали соглашение по газопроводу "Южный поток". Некий дипломат, хорошо разбирающийся в газовой тематике, заявил: "Интерес Италии должен заключаться в диверсификации источников снабжения, но проводимая ею политика лишь способствует росту зависимости от Москвы". Другой дипломат, пожелавший остаться неназванным, выразился еще более жестко: "Мы не понимаем, почему Eni ведет себя как лоббист "Газпрома " в Европе, продвигая проект, который превратит Италию в новую Украину, полностью зависимую от газа из Москвы".
Специалист по Кавказу в Eurasia Group говорит, что сторонники "Южного потока" (Германия, Италия, Франция) и приверженцы проекта Nabucco, европейские страны, ведущие поиск новых поставщиков, соревнуются за получение доступа к богатым газовым месторождениям Туркмении и Азербайджана, а Вашингтон заинтересован в том, чтобы Европа не зависела от российских поставок, поэтому изучает потенциальные возможности двух союзников, Азербайджана и Ирака. Речь идет о стратегическом противостоянии, поскольку Соединенные Штаты намерены использовать газ, чтобы интегрировать Европу с независимыми республиками Кавказа и Ираком, а Москва пытается создать прочную энергетическую связь с Западной Европой, которая могла бы ослабить трансатлантические отношения, иными словами - сплоченность НАТО.
Дипломатов из Вашингтона и нефтяных экспертов Нью-Йорка объединяет впечатление, что Италия блокируется с Россией в большой игре за энергетические равновесия в XXI веке. Благодаря вводу в строй "Северного потока" и "Южного потока" (2015 год) Москва сможет напрямую экспортировать газ в Германию, в обход Белоруссии и Польши. Этот сценарий приведет к тому, что Германия будет получать 60% экспортируемого газа, а Италия, по меньшей мере, 20%. При этом "Газпром" в 2015 году будет контролировать 33% европейского рынка по сравнению с нынешними 28%.
В Вашингтоне подозревают, что Берлускони особо заинтересован в расширении энергетических связей с Россией. Но Скарони, президент Eni, объяснил, что речь идет о преемственности политики правительств Берлускони и Проди, являющейся следствием ситуации с энергетическим сырьем, в которой оказалась Европа.
Однако ситуация может внезапно измениться, пишет автор статьи: например, Москва и Киев пересмотрят свои отношения, что может привести к отмене надобности в "Южном потоке". Или же Иран неожиданно пойдет навстречу Америке, тогда у Запада будет достаточно газа, чтобы реализовать проект Nabucco. Но у администрации Обамы имеется другой рецепт для Европы на ближайшие 20 лет: в Вашингтоне предлагают сделать акцент на ядерной энергетике, на возобновляемых источниках энергии, сокращении расходов и использовании чистого угля.
Трения между Италией и Соединенными Штатами по энергетической теме, видимо, отразятся на предстоящем дебюте двух послов Джулио Терци в Вашингтоне и Дэвида Торна в Риме, пишет в заключение автор статьи.
|