Требования третьего энергопакета лишают “Газпром” возможности использования половины мощностей сухопутных газопроводов-отводов от морских газопроводов Северный и Южный поток, необходимо признать новые газопроводы продолжением российских экспортных трубопроводов, считает председатель правления российского газового холдинга Алексей Миллер.
“К сожалению, в вопросе о новых инфраструктурных проектах для Европы мы упираемся в бюрократическую стену. Подавая к границам ЕС необходимые рынку объемы природного газа, мы теперь не можем рассчитывать на использование адекватных транспортных мощностей для доставки этих объемов к пунктам сдачи, туда, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть. Проблема в том, что соответствующие регулирующие органы предоставляют нам лишь половину принимающих мощностей, к строительству которых, кстати, мы имели непосредственное отношение”, – сказал Миллер, выступая на заседании Европейского делового конгресса.
По его словам, для “Северного потока” это становится реальностью: по нему уже поступает “голубое топливо” европейским потребителям, но фактически дискриминационная мера препятствует эффективному функционированию газопроводов OPAL и NEL, которые являются составной частью “Северного потока”.
“Аналогичная проблема надвигается на “Южный поток”. Словом, ссылаясь на проведение в жизнь положений Третьего энергопакета, кивая друг на друга, европейские и национальные органы не позволяют нам использовать все принимающие мощности, даже когда на них нет других претендентов! Экономического смысла в этом нет и быть не может”, – подчеркнул глава “Газпрома”.
“Если следовать логике европейских чиновников, то неужели мы отныне обязаны строить принимающую трубопроводную систему в два раза мощнее, чем требуется? Только так мы получим возможность прокачивать те объемы природного газа, которые запланированы для “Северного” (55 миллиарда кубометров в год) и “Южного” (63 миллиарда) потоков. При этом другая половина трубопроводов во имя идеологической чистоты эксперимента с Третьим энергопакетом окажется пустой, поскольку газу третьих сторон там появиться физически неоткуда”, – сказал Миллер.
Он напомнил, что Россия предлагает, чтобы “не доводить ситуацию до абсурда, считать эти сухопутные участки магистралей продолжением экспортных газопроводов, проложенных по дну Балтийского и Черного морей”.
“Когда российский газ сдан европейскому покупателю, поступил в европейскую газотранспортную систему, вполне логично, что он в полной мере подчиняется внутренним правилам, установленным для рынка стран ЕС. Но до этой точки инфраструктуру, даже если она проходит по территории страны ЕС, следует считать частью экспортной трубы, и это не противоречило бы Третьему энергопакету. Подписание соглашения между Россией и ЕС о трансграничных инфраструктурных проектах необходимо для обеих сторон, оно сможет гарантировать инвестиции поставщиков энергоресурсов в строительство инфраструктуры”, – считает глава “Газпрома”.
Так называемый третий энергетический пакет, утвержденный в Евросоюзе в 2009 году, направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа в ЕС. Он включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Таким образом Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению ЕК, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию. Эксперты полагают, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить “Газпром” перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую.
Проект “Южный поток” реализуется в целях диверсификации маршрутов поставок природного газа европейским потребителям. Строительство газопровода начнется в декабре 2012 года, а не в 2013 году, как планировалось ранее, в варианте максимальной мощности – 63 миллиарда кубометров в год. Ориентировочная стоимость “Южного потока” составляет 15,5 миллиарда евро, 10 миллиардов из которых приходится на морской участок, а 5,5 миллиарда евро – на сухопутный. Акционерами компании-оператора морского участка газопровода “Южный поток” – South Stream Transport AG являются “Газпром” (50%), итальянская Eni – 20%, немецкая Wintershall и французская EdF – по 15%.
“Северный поток” (Nord Stream) длиной 1,2 тысячи километров уже поставляет российский газ в Германию. Первая очередь газопровода, соединившего Россию и Германию по дну Балтийского моря, мощностью 27,5 миллиарда кубометров в год была запущена 8 ноября 2011 года. Запуск второй очереди, такой же мощности, запланирован на октябрь 2012 года. Акционерами оператора проекта – компании Nord Stream AG – являются российский “Газпром” (51%), германские Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas (по 15,5%), французская GDF Suez и нидерландская Gasunie (по 9%).
|