Россия в очередной раз получила от США новую порцию санкций – теперь под ограничения попали ВТБ, «Россельхозбанк» и «Банк Москвы». Страны Евросоюза, попавшие под мощный прессинг США, также договорились о секторальных санкциях в отношении России. Уже через два дня, с 1 августа, российским госбанкам «западенци» сильно осложнят жизнь – для них будет ограничен доступ к финансовым рынкам Евросоюза. Но может ли Россия, несмотря на навалившиеся на нее ворохом проблемы, связанные с ситуацией на Украине, достойно ответить на эти санкции? Пока это не очень понятно, но все-таки не все коридоры заканчиваются стенкой, и выход находится даже из казалось бы тупиковой ситуации.
США запретили своим финучреждениям предоставлять кредиты российским компаниям на срок свыше 90 дней. Теперь нельзя и приобретать облигации компаний, попавших под санкции – ни компаниям, ни частным лицам. Белый дом всеми силами стремиться затруднить финансовым организациям из РФ получать среднесрочное и долгосрочное финансирование.
Ограничения наложены и на Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК): ее активы, если их обнаружат в США, будут заморожены, а для товаров, поступающих для ОСК из Америки, начинает действовать режим экспортного лицензирования. Который, впрочем, распространяется на любые поставки из прочих стран, если в них есть американские компоненты.
Европейцы договорились ограничить российским госбанкам доступ к финансовым рынкам Евросоюза, а производителям из Европы запретят поставлять оборудование для российских нефтяников. Плюс эмбарго на импорт и экспорт оружия из стран Евросоюза в Россию, несмотря на то, что многие ограничения выйдут боком самим экономикам европейских стран. Пока совокупные потери компаний из Европы составляют порядка 20 млрд евро, дальше — больше. Хотя России, несомненно, придется труднее всех. Но есть ли выход из сложившейся ситуации?
Газ – Европе, России — деньги
Зависимость европейских стран от поставок российского газа остается очень высокой. Поэтому европейцы, затрагивая санкциями энергорынок, все же пока ограничиваются давлением лишь на российскую нефтяную отрасль. Российский газ остается для Евросоюза своего рода священной коровой, которую грех пускать на мясо, о чем, собственно, недавно и дал понять председатель Евросовета Херман ван Ромпей. Оно и понятно, учитывая зависимость Евросоюза от поставок российского «голубого топлива». А если верить заявлениям ряда экспертов, к которым, кстати, относятся и аналитики рейтинговое агентство Fitch, то альтернативы газпромовскому газу для Европы пока просто не существует. Конечно, в обозримой перспективе и европейцы могут решить эту проблему, но сегодня ситуация с газом для потребителей Европы складывается именно так.
В Европе отлично понимает, что риск сокращения поставок газа в страны ЕС из-за незаконного отбора топлива Украиной, который скорее всего и начнется уже осенью, большой – тем более, Украина уже инициировала процедуру, которая, если не удастся договориться с «Газпромом» пересмотреть условия газового контракта, позволит официальному Киеву попросту воровать российский газ. Причем всем «заинтересованным фигурантам» придется приложить максимум усилий, чтобы сохранить репутацию – «Газпрому» надежного поставщика, Украине — транзитера.
В 2013 году объем потребления природного газа в европейские страны составил 541 млрд кубометров. Европейцы импортировали 253 млрд кубометров, причем поставки «Газпрома» (в том числе и в Турцию) за указанный период достигли 161,1 млрд кубометров. То есть доля российской компании на рынке Европы газа составила 29,9%, но большая часть газовых поставок была осуществлена через Украину.
В ЕС все еще сопротивляются строительству газопровода «Южный поток», который смог бы нивелировать «украинский фактор» — и это несмотря на то, что при использовании всех мощностей двух труб, «Северного потока» и «Южного потока», объем поставок по этим направлениям мог бы достигнут 110-120 млрд кубометров.
«Газпром» планирует запуск «Южного потока» в конце 2015 года, однако, учитывая сложную ситуацию, в которой оказалась Россия из-за событий на Украине, по этому вопросу можно подискутировать. Вполне вероятно, что через год риски, связанные с Украиной, снизятся, но газопровод-то еще нужно построить, а России сделать это чиновники Евросоюза не дают, они лишь рассуждают о привлекательности альтернативных проектов, которые позволят Европе диверсифицировать поставки. Пока российский газ заменить нечем – вот на Россию и оказывается мощнейшее давление. Еврочиновники отлично понимают, что без российского газа украинская ГТС – это груда металлолома. И она попросту будет нерентабельной.
БРИКС списывать со счета явно не стоит
Недавно страны БРИКС, стремящиеся «диверсифицировать» свою финансовую в том числе зависимость от Запада, создали пул резервных валют и банк с уставным капиталом 100 млрд долларов. Он нужен для поддержки экономик стран группы. Половину инвестиций обеспечат страны-участницы, а остальную часть – партнеры, которые появятся в будущем.
Этот пул резервных валют будет обладать таким же капиталом — 100 млрд долларов. Согласно заявлению сторон, 41 млрд долларов выделит Китай, по 18 млрд — Россия, Бразилия и Индия. 5 млрд долларов — доля ЮАР.
Официальные представители США и ряд западных СМИ могут сколько угодно издеваться над недавним событием, но создание банка БРИКС – это тревожный звоночек для Запада, который говорит лишь об одном — утрате доверия со стороны развивающихся стран к прозападной финансовой системе, которую возглавляют США.
России, как ни крути, придется активнее работать именно в этом направлении. Пока в прозападных кругах масштабно тиражируется мнение, что пул валютных резервов – это не очень-то и серьезная затея, но уже сегодня многие экономисты признают, что это достаточно серьезный шаг по созданию альтернативы доллару США.
Большая интеграция со странами БРИКС предполагает и развитие отношений в области торговли: увеличение товарооборота может быть достаточно быстро заметно в таких секторах как авиационная, железнодорожная техника, энергетическое оборудование. Все это — не сырьевые товары, а товары с высокой добавленной стоимостью.
Подобная переориентация должна осуществиться на фоне принятия дорожной карты развития несырьевого экспорта, где основной акцент делается на рынки Китая, Индии и других стран АТР. И в этом свете вполне очевидны потуги США, спасающих свою финансовую систему, обремененную непосильным долгом свыше 17 трлн долларов. Делается все, чтобы максимально дискредитировать Россию, сделать ее изгоем не только на Западе, но и во всем мире.
Нефть и газ для Индии и Китая
21 мая во время официального посещения российским президентом Китая между двумя странами был заключен договор о поставках газа из России в Поднебесную. Срок контракта — 30 лет. Стоимость — 400 млрд долларов. Ежегодный объем поставок — до 38 млрд кубометров с возможным увеличением до 60 млрд кубометров.
Вполне вероятно, что может быть заключен еще один контракт — на строительство газопровода, который протянется из России (через Алтай) в западные регионы Китая.
И такой сценарий развития событий для России достаточно интересен, поскольку потребности Китая в энергоресурсах с каждым годом увеличиваются. Но Китаю нужен не только российский газ, но и российская нефть, поставки которой в эту страну могут быть расширены. К 2020 году Китай намерен нарастить объемы покупки «черного золота» до 500 млрд долларов ежегодно. В КНР в ближайшее время будут введены в строй два НПЗ, которые начнут работать на нефти из России и Центральной Азии.
Другое перспективное направление для России — Индия. Сегодня Россия и Индия планируют построить нефтепровод, идущий через одну из самых неспокойных провинций Китая – Синьцзян. Предварительная стоимость проекта составляет 30 млрд долларов. Реализация этого проекта позволит говорить, что это один из самых дорогостоящих мировых проектов.
Пока Индия приобретает у России достаточно невеликие объемы нефти: по данным посольства Индии, в Москве объем импорта нефтепродуктов из РФ в 2012 году составил всего 176 млн долларов. В планах — завершение строительства этого трубопровода до 2020-2022 годов.
России в Латинской Америке должно стать больше
Президент России Путин недавно совершил беспрецедентное турне по странам Латинской Америки. На Кубе он договорился вести разведку на нефтяных месторождениях в акватории Карибского моря. Сегодня Куба ежедневно добывает чуть меньше 55 тыс баррелей нефти, но запасы сырой нефти этой страны достаточно большие — порядка 124 млн баррелей.
В Аргентине Путин подписал соглашение по ядерной энергетике, договорившись о строительстве двух атомных реакторов. И проявил серьезный интерес к месторождению Вака Muerta (Мертвая корова»), где сосредоточены огромные запасы сланцевых углеводородов.
И в Бразилии Путин вел переговоры о строительстве атомной электростанции и хранилища отработанного топлива.
Ко всему прочему Россия стала проявлять достаточно серьезный интерес к развитию экономических отношения с другими странами латиноамериканского региона – с теми, где всегда было велико влияние США, и эти страны традиционно считались геополитическими задворками Северной Америки. Не отсюда ли растут «ноги» резкой активизации США по дискредитации России, которую сегодня чаще связывают с ситуацией на Украине?
Россия, если грамотно выстроит свою политику со странами Латинской Америки, в результате может получить многое — и доступ к портам, и военно-морским базам. Может статься, что благодаря целому ряду энергетических сделок и процессу «переориентации», геополитическое влияние России не уменьшится, а наоборот, со временем усилится. Тогда как влияние США заметно снизится. Главное, чтобы у России появилась политическая воля на это и… деньги. Однако в России очень часто случается, что не хватает ни того, ни другого. Одним словом, время покажет – потому что заниматься толстовщиной, подставляя под удар и правую, и левую щеки, уже как-то не очень модно.
|