Минэнерго впервые открыто признало реальность дефицита в России буровых и запчастей для них из-за санкций. Если нефтяники будут вести разведку по заявленным планам, им может не хватить более 20 плавучих платформ. Крупнейшие владельцы лицензий в Арктике "Газпром". Минприроды согласилось скорректировать обязательства компаний по 35 участкам в Арктике, говорил 15 сентября замглавы ведомства Денис Храмов. Сейчас у "Роснефти" 51 лицензия в Арктике (три в процессе передачи), у "Газпрома" -- 40 (еще одну скоро получит). В компаниях ситуацию не комментируют. В "Газпром нефти" "Ъ" заверили, что не меняют стратегию разработки шельфовых участков. "Подрядчики и поставщики оборудования продолжают с нами работать по его обслуживанию. "Газпром нефть" удовлетворена нефтесервисными услугами, которые сегодня поставляют отечественные подрядчики",-- уточнили в компании. Но заместитель гендиректора "Газпром нефти" по развитию шельфовых проектов Андрей Патрушев уточнил "Интерфаксу", что компания будет учитывать риск дефицита буровых. "Тема дефицита -- возможная,-- признал он.-- Сейчас мы планируем в основном сейсморазведочные работы. По нашим лицензионным обязательствам мы будем выходить на бурение, но это не в 2016 году". Глава Small letters Виталий Крюков отмечает, что краткосрочной мерой для покрытия дефицита могут стать закупки оборудования в Китае, которое "не очень высокого качества", зато недорогое. Но оно не подходит для Арктики и трудноизвлекаемых участков. По мнению эксперта, наладить собственное производство оборудования в РФ в сжатые сроки невозможно, прежде всего из-за проблем с финансированием. Самый реалистичный вариант, добавляет он,-- ввозить подержанную технику стран, которые не вводили санкции против РФ, например, из Азии. Шанс получить доступ к западным технологиям могла бы дать сделка по покупке Schlumberger активов работающей в России Eurasia Drilling Company. Однако российские регуляторы до сих пор ее не одобрили. Ольга Мордюшенко
|